Система ‘Второй мозг’ - Память
Человечество (да и не только, в общем-то) ежедневно генерирует до безумия огромное количество контента, настолько большое, что конкретному человеку невозможно обработать весь объём получаемой информации. Было изобретено бесчисленное количество различных способов фиксации, запоминания и обработки информации, что угодно, что может помочь человеку в этом непростом деле.
Отдельно я бы хотел выделить одного немецкого психолога, который сформулировал концепцию “Кривая забывания” в своей монографии “Память”. Герман Эббингауз проводил эксперименты на себе и на своих студентах, пытаясь запомнить бессмысленную информацию, используя различные существующие техники, а потом фиксировал время, после которого эта информация уходила в небытие.
После множества попыток он вывел следующую зависимость:
- после первых 20 минут, студенты помнили 60% слогов (именно эта информация выступала в роли “бесполезной”)
- спустя 9 часов, только 40%
- через месяц же, только 20% информации остались в головах студентов.

Из всего этого следует, что наш мозг неохотно удерживает информацию, если его к этому не подтолкнуть. Но почему?
Работа мозга
В целом, наша память работает по достаточно простому принципу:
1) Восприятие
- мы получаем информацию нашими органами чувств, мозг начинает её обрабатывать и “записывать”.
2) Кодирование
- информация начинает превращаться в электрические сигналы между нейронами, чем сильнее эмоция, испытанная при получении информации, тем сильнее связь. (напоминает принцип распределения весов при обучении нейронной сети, хотя, тут, скорее, наоборот:) )
3) Кратковременная память
- новая информация, не подкрепленная дополнительно (эмоциями, повторением), хранится около 20-30 минут.
4) Долговременная память
- в отличие от кратковременной, тут хранится информация подкрепленная, и хранится она может годами.
5) Воспоминание
- по необходимости, мозг достает информацию из долгосрочной памяти, порой, не очень быстро, но достает.
6) Забывание
- подобно компьютерному накопителю, наш мозг не резиновый и не может запомнить всё. Информация, потерявшая актуальность, аккуратно удаляется из мозга.
Забывание
Разберем процесс забывания немного подробнее:
Почему мы забываем? Это баг нашего серого вещества или, всё же, у этого есть естественные причины? Конечно, есть!
Как уже было сказано, мозгу просто необходимо удалять лишнюю информацию, чтобы поддерживать гибкость и актуальность информации, которую он хранит. Это физиологические причины забывания.
В одном из моих любимых фильмов “Васаби” (2001) есть фраза “Хотя с годами вспоминается только хорошее.”, это не просто красивые слова, но ещё и основанные на реальном явлении - мотивированное забывание. Проще говоря, наш мозг “отодвигает” неприятные воспоминания, которые вызывают у нас дискомфорт, чтобы защитить психику. Это психологические причины забывания.
Вновь обратимся к культуре: “Лучше сразу научиться правильно, чем потом переучиваться”. К чему бы это? Это называется проактивная интерференция, когда старая информация, уже зафиксированная в мозге, мешает запоминать новую. Есть на обратное явление - ретроактивная интерференция, когда новая информация вытесняет старую.
Ну и не будем забывать (хы-хы), что мы живем в обществе и мы социальные существа. Если общество говорит, что что-то неважно, то мы это быстрее забудем.
Забывание, на самом деле, полезно. Оно позволяет мозгу быть более гибким, функциональным, адаптироваться к окружающей среде и защищать психику.
Хочу провести сравнение:
- краткосрочная память, как ОЗУ (оперативная память) компьютера - сильно ограничена в объеме, но позволяет быстро решать конкретные задачи.
- долгосрочная, как ПЗУ (постоянная память) - медленнее, зато нужна для хранения файлов “на века”.
Тренировка памяти
Для тренировки памяти и долгосрочного запоминания существует множество различных методик.
1) Пересказ информации
- мне кажется, что это искусственный обман мозга, мы как-будто его убеждаем в том, что эта информация полезная)
2) Практика сразу после получения информации
- сработает, если вы применяете знания на практике, сразу после получения теории.
3) Использование мнемотехник и ассоциаций
- у меня, например, получалось запоминать экзаменационные билеты, благодаря расположению конкретной информации на листе А4, я прям вспоминал комплексом весь лист.
4) Создание карточек интервального запоминания
- хорошо подходит для заучивания иностранных слов, на одной стороне слово, на другой - перевод.
5) Ведение конспектов с их периодическим повторением
На основе исследований Эббингауза, учеными был выведен алгоритм для запоминания информации:
| Короткий срок | Длинный срок | |
|---|---|---|
| Первое повторение | Сразу после заучивания | Сразу после заучивания |
| Второе повторение | Через 20 минут после первого | Через 20-30 минут после первого |
| Третье повторение | Через восемь часов после второго | Через один день после второго |
| Четвертое повторение | Через 24 часа после третьего | Через две-три недели после третьего |
| Пятое повторение | - | Через два-три месяца после четвёртого |
Заключение
Вот так статья, посвященная исходно “Второму мозгу”, превратилась в теор.справку по работе памяти, это станет хорошим стартом для цикла постов, я считаю)
Надеюсь, я смог преподнести информацию интересно и вы дочитали до этого момента.
Спасибо за внимание!